Основные пути управления системой побудительных мотивов
· взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;
· проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний,
· вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в армейской среде, их оперативности, компетенции;
· проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее потребностей в интересующей информации, повышение информационной привлекательности актуальных проблем жизни российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным развитием;
· изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования социальной информации в армейской среде.
Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются попытки некоторых информационных источников проведения так называемой "антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран Прибалтики и Западной Группы войск, недавние события по восстановлению конституционного строя в Чечне, социальная защищенность военнослужащих и др.), подрывают авторитет российской армии, поддерживают случаи отказа служить в Вооруженных Силах и честно выполнять свой долг перед народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не сказаться на состоянии мотивационной сферы деятельности. Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало "проблемой № 1".
Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной службы. За последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом заявил каждый второй .
Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду "универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время. "Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование воспитания армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира, - должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого, компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов, использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной направленности военнослужащих. Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует отнести: