Основные пути управления системой побудительных мотивов
Побудительные мотивы сержантов развиваются под влиянием разного рода объективных и субъективных факторов. К объективным факторам формирования духовных ценностей можно отнести, во-первых, совокупность всех общественных, прежде всего, материально-экономических отношений, которые в решающей степени обусловливают социальные свойства личности; во-вторых, социальная среда и характер жизнедеятельности, применительно к Вооруженным Силам - характер воинской среды и воинской службы; в-третьих, влияние духовной культуры общества, уровень развития общественного сознания, способы его связи и взаимодействия с сознанием сержантов; протекающие в данный момент духовные процессы и т.д. Субъективными факторами по своей природе являются, прежде всего, система воспитательной работы, уровень управления развитием сержантского состава, самовоспитание и другие. Формирование профессиональной направленности зависит и от других субъективных факторов: культурной развитости, способностей к усвоению ценностей духовной культуры, критически осмысливать ситуации, а также от качества нравственного сознания личности, ее ценностных ориентаций и волевых качеств.
Процесс формирования духовных ценностей сержантов является непрерывным и характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных параметров, приобретением новых показателей. Духовные ценности формируются на основе уже приобретенной и сложившейся ранее системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и негативную направленность. На ее развитие непосредственное влияние оказывают также знания и опыт потребления духовных ценностей, приобретенный в семье, школе, учебном заведении, трудовом коллективе.
Специфика формирования духовных ценностей в российской армии в современных условиях, противоречивость данного процесса связана с рядом негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные объединения и средства массовой информации допускают искажение фактов реального положения идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес военного руководства, абсолютизируют отдельные негативные явления, распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно призывают молодежь уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. В результате резко упал престиж воинской службы. Выполнять свой конституционный долг по защите Отечества стремятся очень немногие. Так, по результатам опроса допризывной молодежи в краевом военкомате г. Краснодара в мае 1996 г. более 64% опрошенных выразили нежелание служить в армии, почти 80% не верят в возможность возникновения войны .
Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы из противоречивого формирования мотивов. Действительно, выделение групп противоречий анализируемого процесса требует их классификации для использования в практической деятельности субъектов управления. При этом необходимо учитывать, что "живые противоречия" во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем они воспринимаются нашим сознанием. Но нужно не только констатировать наличие противоречий в процессе формирования профессиональной направленности, но и анализировать их, объяснять происхождение и тенденции вызревания, искать наиболее оптимальные и своевременные способы их разрешения.[5]
Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы мотивов и необходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования мотивации сержантов к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации та или иная группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на определенном этапе формирования профессиональной направленности не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления.