Основные пути управления системой побудительных мотивов
Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных регуляторов поведения и сравнение его с необходимыми требованиями профессиональной деятельности. Его выделение правомерно уже потому, что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их соответствия реальным отношениям и деятельности.
Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально существуют сейчас в духовном мире; выявление мотивов, играющих значимую роль в жизнедеятельности; а также поиск духовных ценностей, необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов офицерской деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность сержантов по духовному развитию военнослужащих и по их самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности, не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и российского общества.
Модель первого этапа формирования мотивов поведения может быть выражена следующими положениями: оценка социальных требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны другихсержантов, уяснение смысла и значения мотивации для профессиональной деятельности в современных условиях - формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.
Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих действий по формированию профессиональной направленности сержантов.
Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов общегражданского и военно-профессионального характера.
Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов поведения можно подразумевать предельно общую совокупность самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в несколько групп:
1) политико-правовая организация общества;
2) материально-экономические институты;
3) система нравственных отношений и деятельности субъектов;
4) искусство;
5) религия;
6) средства массовой информации;
7) межличностные и другие формы общения и т.д.
Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в процессе формирования мотивов поведения представляет теоретический и практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами, культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике воспитательной работы с сержантским составом, во всех сферах жизни воинских коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах исследованы военными обществоведами.
Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и ценностей сержантов российской армии.
Глобальные преобразования в нашей стране и Вооруженных Силах, процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях армии и флота, обусловливают проблематику их деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской задачи. На наш взгляд, это:
