Сфера деятельности менеджеров
Предприниматель. В литературе имеются разные толкования термина "предприниматель". Обобщение разных взглядов позволяет сделать следующие выводы. Предприниматель - это человек, которому присуща потребность в самореализации на пути поиска новых идей в различных сферах деятельности, используя любую возможность сознательно действовать в условиях повышенного риска.
Смысловую основу термина "предпринимательство" составляет процесс поиска и реализации новых идей, осуществляемый предпринимателем, действия которого характеризуются надеждой на получение прибыли и готовностью к потерям. Предприниматель чаще всего является собственником своей идеи, а не собственником предприятия или капитала. Шумпетер И. выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:
· потребность в господстве, власти, влиянии;
· стремление к победе, стремление к успеху, который достигается в борьбе с соперником и самим собой;
· радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.
Отсюда следует, что предпринимательство и менеджмент имеют много общего.
Вместе с тем, нужно четко себе представлять, что менеджмент и предпринимательство - это два разных аспекта одного и того же процесса. Предпринимательская деятельность на современном этапе требует коллективных действий единомышленников. Поэтому предпринимателю необходимо обладать навыками менеджмента. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. Но не все предприниматели - хорошие менеджеры. В этом случае они должны для реализации своей идеи приглашать в команду менеджеров. В то же время, если менеджмент организации не будет стремиться к обновлению на основе новых идей, то у него нет будущего.
Источником предпринимательской деятельности является внешняя среда. Менеджмент инициируется внутренней средой организации, а внешняя среда рассматривается как источник возможностей или угроз. Поэтому распространилось мнение о том, что менеджмент и предпринимательство - разные вещи. Менеджмент должен быть ориентирован на создание такой внутренней среды, которая бы обеспечивала нужный результат и эффективность деятельности организации.
Результаты деятельности любой организации существуют за ее пределами, во внешней среде, т. е. в предпринимательстве. При этом, не каждый менеджер обладает качествами предпринимателя. В процессах управления участвуют все менеджеры, а новые идеи генерируют только менеджеры-предприниматели. Следовательно, усилия менеджмента организации должны быть направлены извне во внутрь, т. е. базироваться на принципах предпринимательства. В современных условиях, отделение менеджмента от предпринимательства противоречит самой функции и природе организации. Менеджмент организации существует ради результатов, которые достигаются во внешней среде. Отсюда вытекает модель современного менеджера.
Модель менеджера XXI века
По оценкам экспертов в области менеджмента, контуры модели менеджера XXI века будут таковы:
· менеджер будущего - глобальный стратег, который должен понимать и знать, как управлять в конкретной международной среде;
· он знаток технологий, в первую очередь коллективных, так как компьютерная грамотность будет исключительно важна для следующего поколения высших управляющих;