Понятие консультирования и консалтинговых услуг
Консультирование - довольно объемное понятие, поэтому оно мало что объясняет, ибо любая помощь клиенту при решении проблем, возникающих в ходе его деятельности, имеет право называться консалтингом. Круг подобных проблем весьма широк, в связи с чем деятельность консультантов с трудом поддается какой-либо классификации. Существование множества компаний, предоставляющих консалтинговые услуги как в каком-либо одном направлении, так и охватывающих полный спектр услуг данной отрасли, нисколько не упрощает эту задачу. Следовательно, консалтинг можно считать многопрофильной специализацией. Не случайно к системе консалтинга относят и психологическое консультирование, и управленческое консультирование, и консультирование в сфере продаж, и консультирование по вопросам профориентации и многие другие важные направления, так называемого профессионального советования (Приложение 1).
Исходя из этого, можно утверждать, что консалтинг - это прежде всего система социальных действий, непосредственных контактов консультанта и клиента, направленных на помощь в принятии и реализации решений относительно профессиональной карьеры, совершенствования личности и межличностных отношений.
К консультированию относят и профессиональное содействие организациям в налаживании более эффективного труда, работу с администрацией организации в целях оптимизации системы управления, работу с персоналом для улучшения морально-психологического климата.
Спектр консультационных услуг, представленный на рынке меловых услуг, или по-другому, консалтинговый сервис - это показатель уровня рыночных отношений в стране. Образно говоря, развитие консалтингового сервиса в России в некотором роде является лакмусовой бумагой, которая проявляет успешность процессов трансформирования экономики.
Кроме того, консалтинговый сервис (консалтинговое обслуживание) - деятельность специализированных структур, оказывающих консультационные услуги различным организациям или отдельным заказчикам-клиентам по возникающим проблемам управленческого характера. Разнообразными являются в данном случае и сами организации, и испытываемые ими трудности в управлении. Возникающие проблемы определяют видконсультационных услуг, которые предлагают консультанты - специалисты в той или иной области управления, экономики, права, финансов, информационных технологий и проч. Глобализация мировой экономики фактически "погрузила" все предприятия в новые условия ведении бизнеса, изменила привычные правила конкуренции. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети трансформировали представления о границах предприятий и технологии производства, об управлении и ведении бизнеса. Насыщение традиционных рынков потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих фирм сферы бизнес консалтинга, оказывающих консультационные услуги, фактически составляют заказы на услуги по реорганизации бизнеса. На начало XXI в. консалтинговый рынок оценивался специалистами почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста 15-20% в течение последних лет.