Механизмы мотивации служебной деятельности
определение и осуществление конкретных действий.
Типы механизмов мотивации:
1) трудовой (ориентация на заработок);
2) профессиональный (заинтересованность в содержании работы, овладение её навыками, самовыражении ).
3) властный (приобретение высокой должности);
4) идейный (готовность трудиться ради общего блага).
5) творческий (поиск нового);
люмпенизированный (упор на уравнительность).
Практика показывает, процесс формирования и развития мотивации у военнослужащих
включает в себя два основных психологических механизма:
1) механизм «сверху вниз» (актуализация субъективных предпосылок) – сознательное педагогическое воздействие непосредственно на мотивацию подчинённых через убеждение, предъявления им побуждений в «готовой форме», разъяснение поставленных целей, идеалов, стимуляции внутренней работы по самосознанию, переосмыслению себя.
2) механизм «снизу вверх» (изменение условий деятельности) – социально организованные командиром условия учебно–боевой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализирует отдельные (требуемые командиру) ситуативные побуждения, которые при систематическом повторении переходят в более устойчивые мотивационные образования.
Полноценное формирование мотивации должно включать в себя оба механизма. Вместе с тем один из них может преобладать: если военнослужащие обладают в целом высоким уровнем развития, объективной самооценкой, то для формирования процесса развития мотивации командир может отдать предпочтение прямому воздействию. Хотя необходимо подчеркнуть, что более природосообразным является механизм «снизу вверх».
Практика управленческой деятельности командиров различных уровней подтверждает правомерность и целесообразность такого подхода к развитию мотивации военно-профессиональной деятельности. Вместе с тем она дает возможность выделить три основных направления эффективного влияния на процесс развития мотивации, которые соответствуют трем уровням возможных управленческих воздействий.
На первом уровне формируются мотивационные установки на воинскую службу как сущностная, содержательная основа мотивации военно-профессиональной деятельности.
На втором уровне формируется профессиональная компетентность(знания, умения, навыки) по основной, ведущей специальности воина.
На третьем уровне актуализируются мотивы военно-профессиональной деятельности с помощью конкретных ситуаций повседневной службы, учебного процесса и целенаправленных воздействий со стороны командиров и начальников.
Принципиальное значение в ходе развития мотивации военно-профессиональной деятельности имеет правильный выбор командиром критериев оценки эффективности этого процесса. Распространенной ошибкой является попытка отдельных руководителей выбирать данные критерии, исходя только из своего понимания целесообразности того или иного вида деятельности. Таких командиров подчиненные часто обвиняют в самодурстве. Как показывает практика, уровень мотивации в таких подразделениях является наиболее низким.
Наиболее распространенными критериями мотивации военно-профессиональной деятельности являются:
· настойчивость и инициатива в процессе выполнения поставленных задач;
· отношение к успеху или неудаче в ходе ведущей деятельности, реакция на любого рода оценки;