Ситуационные подходы
В основе ситуационных подходов лежит положение о том, что наделение сотрудников организации дополнительной властью несет с собой как очевидные преимущества, так и недостатки: затраты на подготовку работников, опасность разнобоя в предоставляемых клиентам услугах, рост издержек, связанных с неверными решениями персонала. Поэтому применении этого подхода целесообразно в том случае, когда потенциальные преимущества превышают возможные издержки.
Д. Боуэн и Э. Лоулер предлагают модель основных характеристик возможных практических ситуаций, которая представлена в таблице № 2.
Таблица № 2. Характеристики ситуаций, в которых применяется практика наделения властью.
Характеристика ситуации |
Подход с точки зрения производственной линии |
Наделение властью |
Базовая стратегия бизнеса |
Низкие издержки, большие объемы производства |
Дифференциация, персональный подход к клиентам |
Связь с потребителем |
Трансакции в краткосрочном периоде |
Отношения в долгосрочном периоде |
Технология |
Обычная, простая |
Инновационная, сложная |
Внешняя бизнес-среда |
Предсказуемая, мало сюрпризов |
Непредсказуемая, турбулентная |
Менеджеры и сотрудники |
Управление строится на принципах теории Х, работники характеризуются низкими потребностями роста, низкими социальными потребностями и слабыми межличностными навыками общения |
Управление строится на принципах теории У, работники характеризуются высокими потребностями роста, высокими социальными потребностями и сильными межличностными навыками общения |
Ее основная идея – положение о целесообразности практики наделения сотрудников организации дополнительными правами в определенных ситуациях, характеризующихся необходимостью персонального подхода к потребителям, предоставлением уникального обслуживания, установлением долгосрочных отношений с клиентами, высокими технологиями производства в непредсказуемой внешней среде.