Анализ и оценка предпринимательской деятельности, динамика основных производственно-экономических показателей
Динамика основных производственно-экономических показателей ОАО «Авиалинии Дагестана» представлена в таблице 6.
Как видно из данных таблицы 6 реализация продукции в расчете на одно воздушное судно в ОАО «Авиалинии Дагестана» выросла за три года на 2605,2 тыс. руб. или на 3,85%. В то же время необходимо отметить, что данный показатель в анализируемом периоде не стабилен. Наивысший уровень был достигнут в 2006 году, после чего в следующем году произошло его снижение на 707,6 тыс. руб.
Таблица 6
Основные экономические показатели работы предприятия
Показатель |
Годы | ||
2005 |
2006 |
2007 | |
Выручка от реализации продукции, услуг (выпуск продукции), тыс. руб. |
539562 |
636823 |
700505 |
В том числе от продажи билетов, тыс. руб. |
457479 |
628554 |
617234 |
В том числе от перевозки грузов, тыс. руб. |
82083 |
82694 |
83271 |
Продано продукции (услуг) в расчете на: Одно воздушное судно, тыс. руб. 100 руб. основных средств, тыс. руб. 1 среднегодового работника, тыс. руб. |
67445,3 108,75 700,6 |
70758,1 114,82 846,2 |
70050,5 123,89 918,9 |
Себестоимость проданных товаров, услуг, тыс. руб. |
552662 |
630424 |
651316 |
Перевезено пассажиров, чел. |
143623 |
187204 |
206170 |
Перевезено груза, т. |
1976,22 |
2026,20 |
2633,62 |
Уровень рентабельности (убыточности) продаж, % |
- 2,37 |
+ 1,02 |
+ 7,55 |
Продажа продукции ОАО «Авиалинии Дагестана» в расчете на 100 руб. основных средств за три года возросла на 15,14 тыс. руб. Но здесь пик этого показателя приходится на 2007 год.
Такая же картина складывается по реализации продукции в расчете на одного среднегодового работника. Здесь наблюдается положительная динамика. По итогам трех лет этот показатель вырос в 1,31 раза. Во многом такой показатель обусловлен не только ростом выручки от реализации продукции, но и некоторым сокращением численности работников.
Количество перевезенных пассажиров за три года значительно изменилась, согласуясь с колебаниями от 143623 чел. в 2005 году до 206170 чел. в 2007 году. Это говорит о том, что при существующем на предприятии уровне производительности, существенно увеличился спрос на авиаперевозки не только в Южном регионе, но и по России в целом. Наивысшая пассажироперевозочная активность на предприятии была достигнута в 2007 году, последовательно увеличиваясь из года в год, достигла 381440,75 тыс. пассажиро-километров. А вот уровень грузоперевозочной активности ниже всякой критики, ведь аналогичный показатель в развитых авиакомпаниях как минимум в 4 раза выше. Основная причина этого, высокая себестоимость грузоперевозок. И всё же за анализируемый период идет значительный – на 33,3% рост грузовых перевозок на авиапредприятии.
Себестоимость реализованной продукции также имеет положительную динамику. Это говорит о том, что рост выручки от реализации обеспечивается не ростом производительности труда, а увеличением затрат на производство. Как следствие такого положения дел, продажа продукции (услуг по перевозке) была рентабельна только в середине периода и в конце, а в 2005 году реализация была убыточна на 2,37%.
В целом, завершая анализ таблицы 6 можно сделать вывод, что по многим показателям наблюдается нестабильность. В то же время имеются большие резервы в повышении пассажирского и грузопочтового оборота.
Рациональное решение таких направлений деятельности, несомненно, позволит упрочить финансовую устойчивость, сделать рентабельным пассажирские и грузовые перевозки, успешно развивать это направление в авиационной сфере перевозок и получать достойную отдачу на вложенные усилия.