Особенности управления в авиационном секторе
Рыночные отношения в авиационном секторе экономики страны предполагают развитие многоукладной экономики, наличие многообразия организационно-правовых форм хозяйствования и предоставляют авиапредприятиям большие возможности для проявления самостоятельности, инициативы и предприимчивости.
Авиационное предприятие обладает рядом специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование системы управления.
Как отмечает, Начальник Южного УГАН Суров М.Ю. («Воздушный транспорт» декабрь 2007г.), в авиационных предприятиях республики не используются в полной мере возможности имеющиеся резервы. В новых условиях хозяйствования требуются существенные изменения в профессиональной подготовке кадров, которые более квалифицированно должны решать вопросы организации авиационных перевозок, и безопасности полетов. Кадры в авиации должны работать инициативно, трудиться в единой команде, нести ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности предприятий.
В новых условиях роль управления в повышении эффективности авиапредприятием значительно возрастает. Необходимым условием успешной деятельности управленческих структур в рыночных условиях является знание ими теоретических основ управления.
Значительное снижение производства и реализации услуг авиаперевозок, а также ухудшение финансового состояния авиационного предприятия Республики Дагестан связанны с несовершенством экономических и организационно-правовых основ управления. Целью управления, должна быть наиболее полная реализация экономических интересов всех его участников. Неэффективность управления во многом вызвана отсутствием должной экономической ответственности кадров и органов управления за принимаемые ими решения и организацию исполнения этих решений.
Основные причины ухудшения результатов деятельности ОАО «Авиалинии Дагестана» помимо экономических проблем, это - несовершенство системы управления на предприятии, наличие психологического барьера у руководителей структурных подразделений в понимании своего места, роли, прав и ответственности на данном предприятии в условиях рыночных отношений, отсутствие достаточного материального и морального стимулирования, особенно производственного и обслуживающего персонала.
Надо отметить, что в условиях нынешних экономических преобразований руководство и работники ОАО «Авиалиний Дагестана» в силу сложившейся в прошлом тяжелой экономической наследственности не утеряли здоровый консерватизм, не поддались соблазну одномоментно менять действующие структуры производства и сохраняют преемственность по отношению к сложившимся формам хозяйствования.
Однако это вовсе не означает, что действующие формы хозяйствования должны оставаться такими, какими они являются. Несмотря на огромные экономические и финансовые трудности, в Республике и в России в целом при формировании многоукладной экономики наблюдаются тенденции создания на авиапредприятии современных форм организации производства, совершенствования внутрихозяйственных экономических отношений, широкого использования достижений научно-технического прогресса, и благодаря этому росту производства и авиауслуг востребованной рынком. Что естественно не преминуло отразиться на экономической ситуации предприятия, о чем говорят итоговые улучшившиеся экономические показатели за 2007 год в ОАО «Авиалиниях Дагестана».
Выход гражданской авиации республики из сложившейся ситуации, то есть глубокого и затяжного кризиса видится в утверждении в авиационной отрасли цивилизованных рыночных отношений. Одной из главных составляющих такой перспективы, переход в управлении авиационными предприятиями республики на профессиональный менеджмент как в развитых странах. Однако профессиональное менеджерское управление в авиационной отрасли республики по настоящее время остается совершенно невостребованным.
Степень использования различных методов управления, а также приоритет их применения, по мнению Лоза Будылкин (2001) следующими факторами:
· Финансовое состояние предприятия и, как следствие, возможность широкого использования экономических методов;
· Заинтересованность работников в результатах работы предприятия;
· Размер предприятия и численность персонала, определение возможности эффективного использования тех или иных административных методов;
· Организационно-правовая форма предприятия и, как следствие, сложившаяся управленческая структура;
· Социальный состав работников предприятия;